1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Аккумуляторы

Список заказов

 x 
Заказов нет

Условия эксплуатации автомобильных стартерных аккумуляторных батарей

 

Уважаемые покупатели!

Условия эксплуатации аккумуляторных батарей существенно влияют на срок их службы. При соблюдении нижеприведенных условий Вы в течение многих лет не будет иметь проблем со своим аккумулятором.

При работе с электрооборудованием автомобиля и установкой батареи соблюдайте правила техники безопасности, которые избавят Вас от многих неприятностей.

Меры безопасности:

1. Заряд батареи необходимо производить в помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией.

2. Выделяющаяся при заряде батареи смесь водорода с кислородом взрывоопасна. Поэтому категорически запрещается курить вблизи батареи, пользоваться открытым огнем, допускать образование искр, в том числе замыкать полюсные выводы аккумулятора.

3. Не наклоняйте батарею более чем на 45° во избежание вытекания электролита.

4. Для приготовления электролита применяйте стойкую к воздействию серной кислоты посуду (керамическую, эбонитовую, освинцованную), в которую заливайте сначала воду, а затем при непрерывном помешивании серную кислоту. Вливать воду в концентрированную серную кислоту запрещается!.

5. При случайном попадании брызг серной кислоты на кожу немедленно, до оказания медицинской помощи, осторожно снимите кислоту ватой, промойте пораженные места обильной струей воды и затем 5% раствором кальцинированной соды или аммиака.

6. Присоединение и отсоединение батареи от бортовой сети автомобиля должно производиться при отключенных потребителях. Вначале присоединяется положительный вывод, затем – отрицательный; отсоединение производится в обратном порядке.

7. Батарея должна быть надежно закреплена в штатном гнезде автомобиля, соединительные клеммы плотно зажаты на полюсных выводах, а сами провода прослаблены.

Обслуживание батареи в процессе эксплуатации

Обслуживание АКБ в процессе эксплуатации сводится к проверке и приведению в соответствие с требованиями: уровня и плотности электролита; чистоты и надежности крепления электрических соединений батареи с корпусом автомобиля, параметров электрооборудования, крепления батареи.

Необходимо также следить за правильным натяжением ремня генератора, очищать и смазывать выводы и клеммы, содержать батарею в чистоте. Протирайте верхнюю поверхность водным раствором питьевой соды. Доведение плотности электролита до требуемой производится путем заряда батареи от стационарного зарядного устройства. Значение зарядного тока в амперах (А) не должно превышать 1/10 ёмкости батареи (упрощенно).

Чтобы продлить жизнь аккумуляторной батарее, в первую очередь, следует заливать электролит, точно соответствующий не только климатической зоне, но и сезону эксплуатации. Если батарея будет работать только в теплое время года, то плотность электролита может быть 1,20 г/см3, а если до -15°С – 1,24 г/см3 и т.д. Такая точность, безусловно, снизит скорость сульфатации пластин, следовательно, увеличит долговечность батареи.

По мере снижения окружающей температуры, параметры аккумулятора ухудшаются, однако в отличие от прочих типов аккумуляторов, свинцово-кислотные снижают их относительно медленно, что не в последнюю очередь обусловило их широкое применение на транспорте. Считается, что свинцово-кислотный аккумулятор теряет ~1 % ёмкости на каждый градус от +20 °C. То есть, при −30 °C свинцово-кислотный аккумулятор будет иметь 50 % ёмкости. Снижение ёмкости и токоотдачи при низких температурах обусловлено, в первую очередь, ростом вязкости электролита, который уже не может в полном объёме поступать к электродам, и вступает в реакцию лишь в непосредственной близости от них, быстро истощаясь. Не полностью заряженный аккумулятор в мороз может раздуться из-за замерзания электролита низкой плотности (близкой к 1.10)

На срок службы АКБ значительно влияет средняя степень заряженности, которая зависит от исправности реле-регулятора. Необходимо, чтобы эта величина поддерживалась не ниже 75%. Установлено, что отклонение регулируемого напряжения на 10÷12% вверх или вниз от оптимального сокращает срок службы батареи в 2÷2.5 раза.

Во-первых, отрегулируйте двигатель так, чтобы он легко заводился «с полуоборота». Это предохранит АКБ от глубокого разряда. При пуске двигателя стартером через аккумуляторную батарею проходит ток в несколько сотен ампер, что не способствует ее долговечности. Поэтому, чем легче пуск двигателя, тем лучше для АКБ: она прослужит дольше.

Сокращение времени работы стартера вдвое при шести-восьми ежедневных пусках повышает срок службы аккумуляторной батареи приблизительно в 1,5 раза.

Во-вторых, отрегулируйте при необходимости реле-регулятор, чтобы напряжение было в пределах 13,8÷14,4В. Это одно из важнейших условий.

В-третьих, никогда не позволяйте снизиться уровню электролита в банках ниже требуемого. Несвоевременная доливка в аккумуляторы дистиллированной воды может снизить срок службы батареи на 30%.

Фактический срок службы АКБ может изменяться в очень широких пределах в зависимости от условий работы автомобиля, качества и технических показателей электрооборудования и условий контроля над его состоянием, включая состояние батареи.

Поэтому следует помнить, что, хотя износ батареи происходит непрерывно, начиная с момента их заливки электролитом и первого заряда, интенсивность износа зависит от правильности соблюдения условий эксплуатации батареи. Это значит, что максимальный срок надежной и безотказной работы аккумуляторной батареи является результатом внимательного отношения к ее состоянию и состоянию электрооборудования автомобиля со стороны его владельца.

Кроме этого, специалисты советуют при наличии зарядного устройства при любой возможности (например, на ночь) ставить аккумуляторную батарею на подзарядку малым током - около 1÷2А. Для этого можно АКБ не снимать с автомобиля. Только эта операция, если ее проделывать регулярно, не реже одного раза в месяц, увеличивает срок службы батареи по крайней мере на год.

Зарядка аккумулятора зарядным устройством

Аккумуляторы подзаряжают на зарядном устройстве в следующих случаях:

- при вводе в эксплуатацию, когда батарея хранилась более 12 месяцев, номинальное напряжение на клеммах ниже 12,5В, а плотность электролита меньше рекомендуемой хотя бы на 0,03 г/см3;

- батарея разряжена более чем на 25% зимой и на 50% летом;

- батарея эксплуатировалась, а затем находилась в бездействии более 4-х месяцев;

- с целью снятия неглубокой сульфатации с поверхности пластин.

Степень разряженности аккумулятора определяют по плотности электролита. Для практических расчетов приблизительно принимают, что уменьшение плотности электролита по отношению к начальной плотности на 0,01 г/см3 соответствует разряду аккумулятора на 6%.

Для подзарядки аккумулятор снимают с автомобиля, очищают его корпус и крышку от загрязнений, проверяют уровень электролита. Если верхняя часть пластин оголена, то доливают дистиллированную воду, чтобы только «прикрыть» пластины, а затем подсоединяют аккумулятор к зарядному устройству.

Обычно подзарядку ведут током, не превышающим 0,1 от величины номинальной емкости. Это значит, что для аккумулятора емкостью 60 Аh величина зарядного тока не должна превышать 6А. Если есть время, то для профилактики сульфатации и более полной зарядки лучше уменьшить силу тока как минимум в два раза. С целью сокращения времени зарядки допускается увеличить зарядный ток в 1,5 раза, но как только плотность электролита достигнет 1,2-1,24 г/см3, ток необходимо снизить до нормальной величины.

Еще большее увеличение силы зарядного тока чревато: пластины могут покоробиться со всеми вытекающими последствиями. Нельзя допускать, чтобы температура электролита во время заряда поднималась выше 45°С, если это происходит, то зарядку следует на время приостановить.

Признаками полной зарядки является интенсивное «кипение» электролита во всех банках батареи и то, что плотность электролита не изменяется в течение двух часов. Уровень электролита во время зарядки повышается, поэтому, скорее всего, добавлять его в банки по окончании процесса не придется.

Хранение аккумуляторной батареи

Свинцово-кислотные аккумуляторы необходимо хранить только в заряжённом состоянии. При температуре ниже −200 C заряд аккумуляторов должен проводиться постоянным напряжением 2,45 В/секцию 1 раз в год в течение 48 часов. При комнатной температуре - 1 раз в 8 месяцев постоянным напряжением 2,35 В/секцию в течение 6-12 часов. Хранение аккумуляторов при температуре выше 300 C не рекомендуется.

Слой грязи и накипи на поверхности аккумулятора создаёт проводник для тока от одного контакта к другому и приводит к саморазряду аккумулятора, после чего начинается преждевременная сульфатизация пластин и поэтому поверхность аккумулятора необходимо поддерживать в чистоте. Хранение свинцово-кислотных аккумуляторов в разряженном состоянии приводит к быстрой потере их работоспособности.

При длительном хранении аккумуляторов и разряде их большими токами (в стартерном режиме), или при уменьшении ёмкости аккумуляторов, нужно проводить контрольно-тренировочные циклы, то есть разряд-заряд токами номинальной величины.

При подготовке аккумуляторной батареи к зимнему хранению рекомендуются следующие действия:

1. Правильно и до конца зарядить аккумуляторную батарею;

2. Нанести на положительный вывод АКБ пластичную смазку (литол, солидол и т.п.), так как «+»способен абсорбировать влагу из атмосферы, что может приводить к повышенному саморазряду;

3. Оставить на холоде, так как при низких температурах саморазряд намного ниже. Кстати, полностью заряженная батарея начинает замерзать при температуре ниже −550 С;

В случае необходимости поездки зимой перенесите АКБ в тепло и в течение 7-9 часов (ночь) она придёт в рабочее состояние.

Износ свинцово-кислотных аккумуляторов

При использовании технической серной кислоты и не дистиллированной воды, ускоряются саморазряд, сульфатация, разрушение пластин и уменьшение ёмкости аккумуляторной батареи.

В результате каждой реакции образуется нерастворимое вещество - сернокислый свинец PbSO4, осаждающийся на пластинах, который образует диэлектрический слой между токоотводами и активной массой. Это один из факторов, влияющий на срок службы свинцово-кислотной аккумуляторной батареи.

Основными процессами износа свинцово-кислотных аккумуляторов являются:

- сульфатация пластин, заключающаяся в образовании крупных кристаллитов сульфата свинца, который препятствует протеканию обратимых токообразующих процессов;

- коррозия электродов, то есть электрохимические процессы окисления и растворения в электролите, что вызывает осыпание материала электродов;

- слабая механическая прочность или плохое сцепление активной массы с токоотводами, что приводит к опаданию активной массы;

- оползание и осыпание активной массы положительных электродов, связанное с разрыхлением, нарушением однородности.